Кликните по этой
картинке для того,
чтобы прекратить
дождь из лягушек.


В. М. Гаршин "Как летала лягушка-путешественница."



Поздравляю Вас! Это правильный ответ.

А в каких ещё сказках одним из главных действующих лиц оказывается лягушка?
Совершенно верно! В "Царевне-лягушке", в "Теремке", в "Поди туда, не зная куда, принеси то, не знаю что", в "Дюймовочке" и "Жабе" Ганса Христиана Андерсена. А ещё в сказке Братьев Гримм "Король-лягушонок или Железный Генрих" (и ещё, пожалуй, "Выгодное дело"), в японских народных сказках "Две лягушки" и "Лягушка из Киото и лягушка из Осака", мадагаскарской сказке "Лягушки, захотевшие иметь правителя", австралийской сказке "Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в центральной Австралии и что случилось потом", а также в сказке индейцев майя "Три брата и лягушка" и болгарской сказке "Мальчик, щенок, котенок и лягушонок" (между прочим, черезвычайно похожую на русскую народную сказку "Волшебное кольцо"). А кроме того, в сказках Михаила Пляцковского "Зелёный лягушонок и жёлтая кувшинка" и "Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке", в сказке Натальи Абрамцевой "Кто лучше прыгает" и сказке Никиты Родзевич "Лучшая певица".


Видите, как много! Наверное, лягушка живёт в сказках всех народов, знакомых с этим земноводным. (Все эти сказки Вы можете найти на сайте сказок "Сказочная страна".) Но больше всего информации о лягушках в сказках (и не только!) я нашёл на замечательном сайте, полностью посвящённому этому земноводному - Froggygy.ru

А о Гаршине я, признаться, не знал ничего. Тем более, не подозревал, что жизнь его оказалась столь короткой, и что сказка "Лягушка-путешественница" была его последним произведением.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне (1853–1856 гг). Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 года Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 года, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне "Четыре дня" (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала "Отечественные записки" имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга "Отечественных записок" – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 году Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.

Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: "Гаршин пишет кровью". Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны ("Четыре дня"); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого ("Трус", 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ "Происшествие" (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки.
Карандашный этюд Репина, к рассказу В.М. Гаршина "Художники".

Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ "Художники" (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей. В рассказе "Attalea princeps" (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.

Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.

После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник "Рассказы", который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом "Из воспоминаний рядового Иванова" (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ "Красный цветок" (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – "Сказание о гордом Аггее" (1886), "Сигнал" (1887). Детская сказка "Лягушка-путешественница" (1887) стала последним произведением писателя.

Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 года.

    Могила В.М. Гаршина в Некрополе
"Литераторские мостки".

(Волково кладбище, в XVIII в. находившееся на окраине Петербурга было местом похорон, в основном, бедных жителей города. В 1802 здесь был похоронен опальный писатель Александр Радищев (могила не сохранилась), позже - писатели демократического лагеря Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев. После похорон в 1888 Всеволода Гаршина дорожка к их могилам через деревянные Надтрубные мостки стала называться "Литераторскими мостками". Позже название распространилось на всю прилегающую территорию кладбища, т.к. она стала традиционным местом погребения писателей, ученых, деятелей культуры, государственных и общественных деятелей. Это настоящий пантеон русской литературы и культуры.)

Между прочим, когда Илья Репин писал свою картину "Иван Грозный убивает своего сына", то сына Грозного он рисовал со Всеволода Гаршина. Вот, что он написал о Всеволоде Михайловиче: "У него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что нужно для моего царевича". 10 февраля 1885 года в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", а спустя три года (весной 1888 года) Всеволод Михайлович Гаршин умер.

В честь В. М. Гаршина названа одна из улиц Владимира. Кстати, у рода Гаршиных есть даже свой собственный сайт - "Гаршины - списки персоналий. Духовный склад Гаршиных"


 

Материалы, использованные для компиляции и другие материалы о жизни и творчестве Гаршина В. М.:

1. Биография_ беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами...
2. Сайт сказок "Сказочная страна".
3. Froggygy.ru
4. "Гаршины - списки персоналий. Духовный склад Гаршиных"
5. Репин И. Иван Грозный убивает своего сына.
6. Владимирцы - Гаршин Всеволод Михайлович.
7. Евгений Шкловский. По закону совести: Гаршин и Короленко.
8. Происхождение фамилии Гаршин.
9. Толстой и русская литература. - Гаршин В.М.
10. Памятник русским писателям Литераторские Мостки.