А теперь давай поговорим с тобой о числах. Если ты уже умеешь считать, то тогда ты знаком как с самими числами, так и с цифрами, из которых они состоят. Но если цифры для тебя - пока ещё лишь непонятные и загадочные рисунки, а тебе уже очень хочется их понимать, то тогда, самое время взять папу или маму за руку, посадить их рядом с собой и попросить, чтобы они объяснили тебе, что же эти рисунки означают, и как ими пользоваться. Но давай будем считать, что тебе это уже известно.
Рис. 1 (Кадр из фильма Терри Джонса "История единицы").
|
Итак, цифры люди придумали очень давно. Так давно, что они тогда ещё и считать-то толком не умели и знали лишь три числа: "один", "два" и "много". Да и выглядели тогда цифры совсем не так, как сейчас. Честно говоря, самую первую цифру и цифрой-то нельзя назвать, ибо это было всего лишь зарубка на кости съеденного первобытным человеком животного. Выглядели эти зарубки так (Рис. 1).
Такая кость с зарубками называется "ишанго" и найдена она в Конго (есть такая страна в Африке). Сделаны эти зарубки первобытным человеком очень давно - аж 20 000 лет назад!
А нашли её археологи (учёные, которые изучают то, как жили люди много-много лет назад; об археологах я тебе тоже расскажу, но только позже)... так... о чём это я?.. Ах, да! Так вот, если приглядеться к этой кости, то можно заметить, что с разных её сторон нанесено ровно по 60 зарубок, и они разбиты на равные группы. А значит, тот, кто сделал это, должен был уметь считать, по крайней мере, до одного.
Прошло ещё не одно тысячелетие, прежде чем на смену зарубкам пришли другие способы счёта. Примерно 8000 лет назад, древние пастухи начали делать глиняные кружки. Один такой кружок означал одну овцу. Для других животных или любых других предметов, которые нужно было считать (например, мешков зерна, кувшинов оливкового масла, вылепленых глиняных кувшинов, или же сотканых кусков полотна), вместо кружков делались другие глиняные фигурки, для каждого животного, или предмета - своя. Утром пастух, выгоняя из загона первую овцу, откладывал в сторону первый кружок, когда он выгонял вторую овцу, то откладывал второй кружок. И так далее, пока в загоне никого не оставалось. А вечером он снова перекладывал глиняные кружочки из одной кучки в другую, всякий раз, когда очередная овца заходила в загон. Если оставались лишние кружки, то это означало, что какие-то овцы потерялись, и надо теперь идти их искать. Если рождалась новая овца, то на неё делался новый кружок, а если она погибала, или же её съедали или обменивали на что-либо ещё сами люди, то тогда этот кружок разбивался. Вот такая древняя арифметика!